Это обусловлено тем, что прокуратура главным образом является надзорным органом власти, который не только следит за незыблемостью прав и свобод граждан, но и осуществляет контроль за другими инстанциями власти. Полномочия прокуратуры позволяют:
Этот небольшой набор полномочий отличает прокуратуру от полиции.
Однако подать жалобу далеко не так просто, как может показаться. Существует масса причин, исходя из которых обращение могут отклонить. Поэтому, перед отправкой жалобы следует заранее ознакомиться с правилами оформления заявления и основаниями для его подачи.
На самом деле существует большое количество оснований для подачи жалобы в прокуратуру, но именно поэтому многие люди неверно понимают их значение. Если говорить простым языком, то жалоба в прокуратуру имеет основания в тех случаях, когда права и свободы гражданина были нарушены в тех или иных отношениях – на работе, дома, в государственном учреждении и т.д.
Поводом для подачи заявления может быть что угодно:
Это самые распространенные причины для того, чтобы подать жалобу в прокуратуру. От заявителя требуется лишь грамотно ее оформить и привести разумные доводы в пользу нарушения своих или чужих прав другой стороной. Важно понимать, что гражданин имеет право обратиться в прокуратуру не только из-за притеснения своих прав, но и в случае нарушения свободы третьих лиц. На основе этого права в России могу подавать заявления даже общественные организации, рамках приказа Генпрокуратуры «30.01.2013 N 45».
В рамках текущего законодательства необязательно составлять заявление по строгой единой формой. Достаточно понятно и доступно выразить свои мысли в свободной форме, подробно объяснив ситуацию в обращении. При этом необходимости ссылаться на законы и нормы права также нет, от заявителя лишь требуется разборчиво и понятно донести информацию до работника прокуратуры.
В то же время, несмотря на «свободный» стиль повествования, в каждом обращении, согласно Федеральному закону «О Порядке рассмотрения обращений граждан», должно содержаться следующее:
Без соответствия хотя бы одному пункту из этого списка заявление гарантировано не будет принято прокурором и отправится обратно адресату с просьбой составить обращение в корректной форме.
В первую очередь подать заявление можно в двух формах – письменной и устной. Письменная наиболее предпочтительная, так как устный вариант ненадежен и не практичен в тех случаях, когда требуется обжаловать неудовлетворительное решение. Лучшее заранее подстраховаться к такому исходу событий и составить претензию в текстовой форме.
Также есть несколько вариантов обращения в письменной форме:
Средний период принятия и рассмотрения жалобы составляет порядка тридцати суток. В других случаях он сокращается до пятнадцати, в зависимости от статуса заявителя. Полный порядок приема обращений регламентирован согласно Приказу Генеральной прокуратуры номер «30.01.2013 N 45», пятой статьи – «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». В нем говорится следующее:
Жалобы военнослужащих, членов их семей, лиц на службе у государства и простых граждан проверяются в течение 30 суток с момента их поступления в надзорный орган на имя уполномоченного сотрудника. В тех случаях, когда обращение не требует дополнительных мер проверки и идентификации, и федеральным законодательством не возбраняется, срок сокращается до двухнедельного периода.
При наличии веских причин, срок решения увеличивается для проведения дополнительных мероприятий в одностороннем порядке прокурором. Заявитель получает соответствующее уведомление с изъяснением и причинами для увеличения периода времени рассмотрения.